Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Институты, близкие к музеям

Лувр

Один из крупнейших и самый популярный музей мира. Музей расположен в центре Парижа, на правом берегу Сены, на улице Риволи, в 1-м округе столицы.

Здание музея – старинный королевский дворец . Конная статуя Людовика XIV обозначает точку начала так называемой исторической оси Парижа.

Лувр – один из старейших музеев с богатой историей коллекционирования художественных и исторических реликвий Франции, начиная со времён династии Капетингов и до наших дней.

В Лувре собиралось всё, этот музей можно назвать универсальным. Его коллекции покрывают огромные географические и временные пространства: от западной Европы до Ирана через Грецию, Египет и Ближний Восток; с античности до 1848 года. Европейское искусство новейшего периода времени – с 1848 года и до наших дней – представлено в Музее Орсе и Центре Жоржа Помпиду, а азиатское выставляется в музее Guimet. Искусство Африки, Америки и Океании экспонируется в музее набережной Бранли.

Лувр – это не только архитектурный памятник, как дворец французских королей, но и один из самых известных музеев мира. В нем собрана богатейшая коллекция разнообразных экспонатов.

История Лувра

Лувр – замечательнейшее из парижских общественных зданий, как по своей громадности и архитектуре, так и по заключающимся в нем драгоценным коллекциям. Название этого здания произошло от некогда находившегося здесь «Волчьего» леса (Luparia, Louverie), в котором стоял охотничий замок французских королей. Карл V включил эту местность в городскую черту Парижа и перестроил замок во дворец для себя. Франциск I приказал сломать этот последний и на его месте в 1541 г. заложил новый, более обширный дворец.

Постройка была начата с юго-зап. угла нынешнего «Старого Лувра», в превосходном стиле французского Возрождения, по проекту и под руководством архитектора Леско. Затем сооружение продолжалось с перерывами до 1857 г., при чем, кроме возведения новых частей дворца, переделывались некоторые старые. Главными строителями после Леско были Б. Андруе дю Серсо (при Генрихе IV), Лемерсье (при Людовике XIII), Лево (при Людовике XIV), Персье и Фонтен (при Наполеоне I) и, наконец, Лувр Висконти и Лефюель (при Наполеоне 3). Каждый из этих зодчих при внешней и внутренней отделке здания более или менее руководился собственным вкусом и подчинялся направлению, господствовавшему в архитектуре его времени.

Вследствие этого различные части в отношении стиля не представляют полной гармонии; однако каждая из них, взятая в отдельности, очень красива и величественна, а всей своей совокупностью они образуют самое обширное и благородно-роскошное здание не только во Франции, но и едва ли не в целой Европе. Занимая пространство приблизительно в 195000 кв. метр., оно состоит из двух главных частей: «Старого Лувра», квадратного по плану, заключающего в себе такой же двор, и из «Нового Лувра» – пристроек, примыкающих к этому квадрату с С. и Ю. (со стороны р. Сены и улицы Риволи) и служащих живописной рамкой для находящихся в промежутке между ними двух скверов и Карусельной площади. С В. Новый Лувр соединялся обоими своими концами с несуществующим теперь дворцом Тюльери.

Многочисленные залы и галереи Старого Л. с 1793 г. сделались хранилищем различных художественных коллекций, принадлежащих французской нации; что же касается до Нового Лувра, то только нижний этаж и второй этаж его корпуса, выходящего на Сену, заняты картинной галереей, в остальных же частях помещаются административные учреждения, преимущественно ведомства министерства финансов.

Музеи, расположенные в Лувре

В состав Лувра входят музеи:

1) египетских древностей

8) оригинальных рисунков знаменитых художников

2) ассирийских и финикийских древностей (содержащий в себе самое богатое их собрание после коллекции Британского музея в Лондоне)

9) гемм, эмалей и ювелирных изделий, помещающихся в так наз. «Галерее Аполлона», замечательной по своей величине, роскошной отделке, плафонам и живописным стенным панно

3) этрусских и греческих ваз (коллекция Кампаны) и погребальных урн

10) античных бронз

4) античных мраморов (в числе которых находятся знаменитые статуи Венеры Милосской, Дианы Версальской, Боргезского гладиатора и др.)

11) произведений прикладного искусства средн. веков и эпохи Возрождения

5) скульптуры средн. веков и эпохи Возрождения (произведения Гужона, «Фонтенеблоская Диана» Б. Челлини, «Два невольника» Микеланджело и пр.)

12) этнографический музей

6) новейшей скульптуры (работы Пюже, Куазево, Кусту, Гудона, Шоде, Рюда и т. д.)

13) морской

7) живописи (одна из лучших картинных галерей в целом свете, заключающая в себе свыше 2000 образцовых произведений различных школ живописи)

14) гравированных медных досок (калькография) с продажей отпечатанных оттисков с них

Экспозиция музея

Экспозиция музея Лувра (Louvre Museum) на первый взгляд кажется совершенно необозримой, однако разобраться в ней на самом деле не составляет особого труда, так как она очень грамотно организована. Основу экспозиции составляют три крыла: Ришелье (северное), Денон (южное) и Сюлли (восточное, вокруг просторного Квадратного двора, или Кур-Карре).

Внутри всех частей музея (крылья) каждый этаж разделяется на семь отделов: памятники древности (Восток, Египет и Античный мир), история Лувра, живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство.

Некоторые отделы занимают два крыла либо два этажа одного крыла. Единственный недостаток экспозиции – это отсутствие чётких описаний прекрасно оформленных переходов и залов, которые объединяют экспозиции соответствующих отделов. В нижней части Пирамиды из Двора Наполеона установлена лестница, которая ведет на юг в крыло Денон самую популярную часть музея.

Тут размещается большинство жемчужин коллекции музея Лувра (Louvre Museum): произведения искусств итальянской живописи в Большой галерее, известные монументальные работы французских мастеров XIX века и наконец, Мона Лиза (Джоконда) – все это можно увидеть на втором этаже. В крыле Денон на первом и втором этажах выставлена также коллекция итальянской и классической скульптуры.

Значимые экспонаты

Мона Лиза

Неоспоримо, главный экспонат Лувра –Джоконда или Мона Лиза кисти Леонардо да Винчи. Все указатели музея ведут именно к этой картине. Под этот шедевр в бывшем дворце японским телевиденьем куплен целый зал, сама Мона Лиза покрыта толстым слоем брони, возле нее всегда два охранника и толпы туристов. И помните, Мону Лизу нельзя увидеть нигде кроме Лувра. Руководство музея приняло решение больше никогда не вывозить шедевр за пределы дворца.

Венера Милосская

Афродита или Венера Милосская не менее знаменита, чем предыдущая барышня. Ее автором считается Агесандр Антиохийский. Рост богини – 164 см, пропорции – 86х69х93. Знаменитые руки Венера утратила уже после ее современной находки в 1820 году. Тогда возник спор между французами, которые обнаружили скульптуру, и турками, которым принадлежал остров, на котором французы её и обнаружили. Вот так Афродита осталась без рук. Находится Венера Милосская в части Сюлли (Sully) в 16-ом зале греческих, этрусских и римских древностей.

Ника

Еще одна известная женщина – Виктория Самофракийская или, как принято называть её в России, Ника. В отличие от предыдущей героини, богиня войны утратила не только руки, но и голову. Зато сохранился уверенный шаг и крылья, а главное ощущение полета. Расположена скульптура на втором этаже Лувра в части Денон (Denon) на лестнице перед входом в галерею итальянской живописи и Зал Апполона.

Рамзес II

На этом древности в Лувре не заканчиваются. Следующий шедевр – статуя сидящего Рамзеса II. Находится египетский фараон на первом этаже в части Сюлли (Sully), египетские древности, зал № 12. В целом, Лувр обладает одной из богатейших в мире коллекций египетских древностей. Например, знаменитая статуя сидящего писца находится на втором этаже в части Сюлли (Sully), египетские древности, зал № 12

Стела Хаммурапи

Помимо Египта, в Лувре замечательная коллекция памятников Месопотамии. Самый известным среди них можно признать Стелу Хаммурапи, с первой в мире письменной записью кодекса законов. Она находится на первом этаже крыла Ришелье, в 3-ем зале. В соседних залах вы найдете знаменитый Двор Хорасабад.

История создания коллекции

В начале своего существования Лувр пополнял фонды за счёт королевских коллекций, собранных в своё время Франциском I (итальянские полотна) и Людовиком XIV (самое крупное приобретение – 200 полотен банкира Эверара Жабаха (фр. Everhard Jabach).

На момент основания музея королевская коллекция насчитывала ровно 2500 полотен.

Постепенно в собрание музея были переданы наиболее ценные картины королевской коллекции. Огромное количество скульптур пришли из Музея французской скульптуры (musée des Monuments français) и после многочисленных конфискаций имущества в период революции.

В период наполеоновских войн с подачи первого директора музея, барона Денона, луврская коллекция пополнялась военными трофеями, тогда же в музей попадают археологические находки из Египта и Ближнего Востока. На протяжении XIX и XX веков коллекция музея была пополнена в результате множества приобретений и даров, в числе последних – коллекция Эдмунда Ротшильда, доставшаяся музею по завещанию последнего.

Экспонаты попадали в Лувр различными путями. Знаменитейшие полотна Лувра – «Джоконда» Леонардо да Винчи и «Прекрасная садовница» Рафаэля – принадлежали ещё Франциску I, который приобрёл личное собрание Леонардо после его смерти в 1519 году. Многие полотна попали в Лувр в качестве трофеев наполеоновской армии, особенно после разграбления Венеции в 1798 году (напр., «Брак в Кане Галилейской» Паоло Веронезе). «Маленький нищий» Мурильо был куплен Людовиком XVI в 1782 г. А «Кружевница» Вермера и «Автопортрет с чертополохом» Дюрера приобретены музеем в 1870 и 1922 годах соответственно.

Самые известные скульптуры музея – Венера Милосская, найденная в 1820 году и тогда же приобретённая послом Франции у турецкого правительства, и Ника Самофракийская, найденная по частям в 1863 году на острове Самотраки Шарлем Шампуазо (фр. Charles Champoiseau), археологом и вице-консулом Франции в Адрианополе.